СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7
г. Набережные Челны
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 7
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ II. Информационная справка. РАЗДЕЛ III. Аналитико – прогностическое обоснование. РАЗДЕЛ IV. Концепция желаемого будущего состояния школы. РАЗДЕЛ V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткая аннотация Программы. Программа развития средней общеобразовательной школы № 7 на 2001 – 2007 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии. Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения. В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах: · личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие; · гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе; Адаптация есть многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания. Виды адаптации: - - психологическая - - социальная - - технологическая - - физиологическая - - экономическая - - бытовая - - политическая - - правовая - - этнодемографическая - - климатогеографическая (Валеева Р.А.). Адаптация – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения (Краткая философская энциклопедия. М: Прогресс: Энциклопедия, 1994, с. 364). Модель адаптивной школы – воспитательно – образовательное учреждение, которое "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды" (Е.А.Ямбург). В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы: - Конвенция о правах ребенка - Законы РФ и РТ "Об образовании" - Устав К(М) ОУ "СОШ № 7"
РАЗДЕЛ II. Информационная справка. Средняя общеобразовательная школа № 7 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, национальной, методической, воспитательной и хозяйственной части. 1. Общая характеристика школы. Год ввода в эксплуатацию – 1978 год. Адрес школы: пос. ЗЯБ, ул. Комарова, д. 29 (17/28). Аттестация школы: декабрь, 2000 г. Лицензия на право ведения образовательной деятельности: АТР № 181/78 от 22.05.2001 г. Государственная регистрация юридического лица: № 202/ю – н (16:52) от 21.02.2001 Аккредитация МО РТ: АА 054821 регистрационный № 406 от 29.11.2001 г. Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, спортзалы, оборудованные кабинеты. Библиотека имеет в своем фонде 36 787 экземпляров учебников и 1 190 экземпляров методической литературы, художественный фонд – 11 574 экземпляров. 2. Численность учащихся.
3. Характеристика учителей. В школе работает 70 учителей. Среди них: 1 учитель имеет звание "Заслуженный работник культуры", 1 учитель – "Ветеран труда", 4 учителя – "Отличник народного просвещения".
5.
Состояние материально-технической базы.
В школе обучается 975 детей. При медицинском осмотре было проверено 936 учащихся. Результаты осмотра представлены в следующих диаграммах.
Физическое развитие учащихся.
8. Характеристика социума. Школа расположена в 17 комплексе поселка ЗЯБ, одном из первых комплексов города. Современное здание введено в эксплуатацию в 1978 году, школа № 7 переехала из здания в 16 комплексе. За 24 года количество учащихся уменьшилось в 2 раза. В микрорайоне увеличилось количество пенсионеров. Здесь проживают, в основном, работники совхоза "Весенний", "Камдорстроя", частных предприятий. В окружении школы учреждения здравоохранения (д/п № 3, поликлиника № 4, БСМП), дворовый клуб "Исток", Центр социального обслуживания ветеранов.
Уровень успеваемости и качества знаний.
Количество административных нарушений1998 г – 9 (мелкое хулиганство) 1 (алкогольное опьянение) 1999 г - 6 (мелкое хулиганство) 1 (алкогольное опьянение) 2000 г - 5 (мелкое хулиганство) 2001 г – 4 (мелкое хулиганство) 1 (алкогольное опьянение) 2002 г. (3 месяца) – 2 (мелкое хулиганство) 1 (алкогольное опьянение)
РАЗДЕЛ III. Аналитико – прогностическое обоснование. Необходимость разработки данной Программы развития модели адаптивной школы определяются из анализа как внешних, так и внутренних факторов. 1. Анализ внешних факторов. Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ , ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: - четырехлетняя начальная школа; - относительная завершенность общего образования в основной школе; - возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствование, изменения от педагогов - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие: Ë показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны; Ë невелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся; Ë сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка; Ë слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса; Ë недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым: · выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка; · создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития; · интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии); · создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления; · формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения; · создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории. Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Микрорайон школы "стареет", численность учащихся существенно снижается. Анализ прогнозов контингента учащихся на 2001 – 2007 гг. показывает, что он сократится в 1.5 раза. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе свою "привлекательность" для родителей, учащихся. На основе изучения социума школы, учитывая, что в микрорайоне нет других учреждений для детей, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму привлечь учреждения дополнительного образования чтобы обеспечить занятость детей по интересам. Возникает и кадровый вопрос. Но учитывая, что большинство учителей имеет большой стаж работы и в возрасте, это "разрешается" естественно, выходом педагога на пенсию. 2. Анализ внутренних факторов. Положительным в работе школы являются следующие моменты: - достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал; - односменность режима работы, пятидневка для начальной школы; - система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе; - начало формирования ученического самоуправления; - система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией школы; - соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса; - гражданско – нравственная направленность воспитательной системы. Введение курсов "Граждановедения", "Навыков жизни". Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку. Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины: - слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам; - недостаточная материально – техническая база; - неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним; - снижение творческой активности учащихся; - низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учится, особенно в основной школе; - отсев учащихся; - самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу; - сравнительно низкий показатель качества обучения некоторых педагогов. Для решения указанных проблем необходимо ввести два стандарта содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник – "ученик должен" и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – "ученик может". Организация учебно – воспитательного процесса, основанного на дифференциации, предполагает: 1. Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями. 2. Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения. Наиболее оптимальной формой организации в нашей школе являются профильные классы – хоровой – 2 В класс, спортивный – 6 Г класс, технический – 8 Д класс, гуманитарные – 6 В, 8 Г, 9 Д классы, начальной профессиональной ориентации совместно с ВУЗом – 10 В, 11 А классы. Отсутствие естественнонаучного и математического профиля не удовлетворяет запросы учащихся по данным направлениям. Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде. С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний. В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание модели адаптивной школы. РАЗДЕЛ IV. Концепция желаемого будущего состояния школы. Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе: 1. сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение двух лет; 2. неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе; 3. определенный контингент учащихся. Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы. Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно – воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка. Миссия адаптивной модели школы: 1. Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности; 2. содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона. Общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации. Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы: · создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; · предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности · формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель"). Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой: - овладение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения; - социальная адаптация учеников в реальной жизни; - психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности. Принципы обучения и воспитания в модели. В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы мы кладем следующие принципы: 1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются: ³ ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; ³ уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка; ³ приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума; ³ субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни; ³ самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;³ социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; ³ индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности. 2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей. 3. Принцип гуманности, предполагающий P создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; P формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями); P развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Татарстана; P формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности; P создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам. 4. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через: ³ разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе; ³ создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей; ³ разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод; ³ развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса; ³ развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах. 5. Принцип научности, предполагающий: F развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе; F постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (граждановедение, история мировых цивилизаций, навыки жизни и т.д.); F создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции. 6. Принцип природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя. 7. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации. Модельное представление адаптивной школы. Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с профильными классами на 3 ступени (при сохранении в каждой параллели общеобразовательных классов), обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью кружков и секций во вторую смену, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам. Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методико – психолого – педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе. Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами.
Модель выпускникаКоммунального (муниципального) общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 7"
РАЗДЕЛ V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние. 5.1. Приоритетные проблемы и структурирование их. Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы. I. Кадры. 1. Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку. 2. Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников. 3. Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы. - создание психологических комфортных условий; - формирование нового профессионального мышления. II. Материально – техническая база. 1. Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами. 2. Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем учащихся, обеспечивая индивидуальными программами развития. 3. Систематизировать работу методической службы, знакомя учителей новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями. III.Формирование физически здоровой личности. 1. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся. 2. Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни. 3. Повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся. 4. Совершенствовать организацию питания учащихся. 5. Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья. IV. Оптимальная организация учебно – воспитательного процесса. 1. Совершенствовать учебные планы и программы по предметам. 2. Развивать взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей. 3. Осуществление целостной системы развития национального самосознания учащихся на базе языковой национальной среды и методом "погружения" в культурную национальную среду. 4. Формировать у учащихся понимание многообразия, взаимовлияния и взаимостимулирования развития разных культур народов, населяющих территории Татарстана и всего мира через национальные традиции, обычаи народов в соответствии с Законом РТ "О языках народов РТ". 5. Возрождать традиции общественного воспитания, нравственного кодекса, национальной педагогики, учитывая историко-культурное своеобразие региона, его определенных социально-экономических условий. 6. Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе. V. Развитие творческих способностей учащихся. 1. Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы. 2. Создать творческую атмосферу в школе путем введения факультативов, кружков, музейно-экскурсионных работ. 3. Модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности. 4. Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе. VI. Развитие школьного самоуправления учащихся. 1. Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению. 2. Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности. 3. Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся. 4. Организация деятельности органов ученического самоуправления. 5. Подведение итогов работы, анализ ее результатов. VII. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом. 1. На базе школы создать экспериментальную лабораторию совместно с Институтом непрерывного педагогического образования по работе с родителями. 2. Формировать ситему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической и валеологической службами, тематических родительских собраний, дней "открытых дверей", общешкольных собраний, конференции отцов. 3. Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации. 4. Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через - родительские собрания; - организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела; - помощь в укреплении материально-технической базы; - родительский патруль; - индивидуальное шефство над неблагополучными семьями. 5. Участие родителей и общественности в управлении школой через: - Совет школы; - родительский комитете; - Попечительский Совет школы.
IV. Учебный процесс: Деятельность педколлектива, направленная на улучшение учебного процесса.
V. Основные направления воспитательной работы: - гражданско – нравственное; - формирование положительных привычек; - познавательная деятельность; - художественная деятельность и эстетическое воспитание; - трудовая деятельность; - оздоровительная работа; - работа с учащимися девиантного поведения; - создание структуры ученического самоуправления.
VI. Взаимосвязь с родителями и общественностью.
III
этап.
Работа над реализацией
комплексных - целевых
программ в
2002 – 2007 гг. На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование. Направления
деятельности. На
1 ступени – начальная школа:
- центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей; - обновление и коррекция учебных программ с учетом перехода на четырехлетнее обучение; - тесная связь учителя с семьей; - открытие классов для детей с ослабленным зрением; - введение урока граждановедения в 3 классах; - ведение индивидуальных карт учащихся психологом школы. К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы. На 2 ступени – основная школа: - сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни); - формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук; - повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей; - формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков; - внедрение интегрированных курсов (граждановедение, навыки жизни, ОБЖ и культура здоровья); - выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения; - дифференцированная работа с родительской общественностью; - работа классного руководителя с индивидуальной картой развития учащегося совместно с учителями – предметниками, психологами, родителями; - вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования. В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная карта развития учащегося, проводятся скрининги физического развития 2 раза в год, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти и управления школьной республики. На 3 ступени – средняя школа: - формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования; - развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний; - открытие профильных классов совместно с ВУЗами, училищами – социально – сберегающая задача (для подростков, которым сегодня некуда идти, кто не горит желанием овладевать серьезными программами); - социальная и предпрофессиональная адаптация; - установление непосредственных контактов с преподавателями ВУЗов и УПК; - завершение работы классными руководителями с индивидуальной картой развития учащихся; - организация и работа в органах ученического самоуправления. В итоге должны быть обеспечены: · усвоение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и профильного обучения в старших классах; · профессиональная ориентация; · приобретение знаний для продолжения образования; · социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления. 5.3.
План действий
по реализации
Программы.
5.4.
Управление процессом
реализации Программы
5.6.
Ресурсное обеспечение
выполнения Программы. 1.
Нормативно – правовое: - формирование пакета утвержденных комплексно – целевых программ, обеспечивающих создание модели адаптивной школы; - при необходимости внесение изменений в Устав школы; - разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления; - формирование и утверждение пакета документов по экспериментальной работе "Педагогические технологии концентрированного обучения". 2.
Программно – методическое: - формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в разноуровневых профильных и базовых классах; по выполнению государственных программ по предметам; - разработка рекомендаций по технологии профильного, индивидуального обучения; - разработка календарно – тематических программ; - создание программы и плана экспериментальной работы по "Педагогические технологии концентрированного обучения"; - разработка программы и плана экспериментальной работы с ИНПО по работе с родителями; - разработать требования и рекомендации по работе с индивидуальными картами развития учащихся. 3.
Информационное: - информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе. 4.
Мотивационное: - разработать стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения); - усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе. 5.
Кадровое: - обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима; - подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью; - курсовая переподготовка учителей (см. Приложение). 6.
Организационное: - составить учебный план и расписание для работы; - подготовить условия для реализации экспериментальной работы по взаимосвязи с родителями по "Педагогическим технологиям концентрированного обучения"; - подготовить условия для работы с индивидуальными картами развития ребенка. 7.
Материально – техническое: - провести ремонтные работы кровли, подвалов, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации; - решить вопрос по остеклению и освещению классных кабинетов, обеспечению их новой мебелью; - решить вопрос по затоплению подвалов водой; - приобрести аудио и видеотехнику; - подключиться к Internet; - организовать пополнение фонда библиотеки учебниками, методической и художественной литературой. 8.
Финансовое: - составление сметы по внебюджетным доходам с расчетом на функционирование школы – 80 % на развитие школы – 20 %. 5.7.
Организация и
контроль за
выполнением Программы. Координация и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой, Советом родительского комитета школы: - анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы; - осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся. Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.
|