СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7

г. Набережные Челны

 

ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ    7

 

 

РАЗДЕЛ  I. Введение.

РАЗДЕЛ  II. Информационная  справка.

РАЗДЕЛ  III. Аналитико – прогностическое  обоснование.

РАЗДЕЛ   IV. Концепция  желаемого  будущего  состояния  школы.

РАЗДЕЛ  V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.

 

 

РАЗДЕЛ  I. Введение.

 Краткая  аннотация  Программы. 

Программа развития средней общеобразовательной школы № 7 на 2001 – 2007 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.

Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:

·        личность  участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие;

·        гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;

Адаптация есть многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания.

Виды  адаптации:

-        психологическая

-         - социальная

-         - технологическая

-         - физиологическая

-         - экономическая

-         - бытовая

-         - политическая

-         - правовая

-         - этнодемографическая

-         - климатогеографическая (Валеева Р.А.).

Адаптация – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения (Краткая философская энциклопедия. М: Прогресс: Энциклопедия, 1994, с. 364).

Модель адаптивной школы – воспитательно – образовательное учреждение, которое "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды" (Е.А.Ямбург).

В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы:

-         Конвенция о правах ребенка

-         Законы РФ и РТ "Об образовании"

-         Устав К(М) ОУ  "СОШ № 7"

 

РАЗДЕЛ  II. Информационная  справка.

Средняя общеобразовательная школа № 7 ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу – Совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, национальной, методической, воспитательной и хозяйственной части. 

1.  Общая  характеристика  школы.

Год ввода в эксплуатацию – 1978 год.

Адрес школы: пос. ЗЯБ, ул. Комарова, д. 29 (17/28).

Аттестация школы: декабрь, 2000 г.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности: АТР № 181/78 от 22.05.2001 г.

Государственная регистрация юридического лица: № 202/ю – н (16:52) от 21.02.2001

Аккредитация МО РТ: АА 054821 регистрационный  № 406 от 29.11.2001 г.

Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, спортзалы, оборудованные кабинеты. Библиотека имеет в своем фонде 36 787 экземпляров учебников и 1 190 экземпляров методической литературы, художественный фонд – 11 574 экземпляров.

2.  Численность  учащихся.

Конец 1998/1999 учебного  года

1036 учащихся.

Начало 1999/2000  учебного года

977 учащихся.

Конец 1999/2000 учебного года

973 учащихся.

Начало  2000/2001 учебного года

973 учащихся.

Конец 2000/2001 учебного года

970 учащихся.

Начало 2001/2002 учебного года

975 учащихся.

 

3.  Характеристика   учителей.

В школе работает 70 учителей. Среди них: 1 учитель имеет звание "Заслуженный работник культуры", 1 учитель – "Ветеран труда", 4 учителя – "Отличник народного просвещения".

 

 

 

 

 

 

 

 5. Состояние  материально-технической базы.

 

 

Кол - во

Состояние

Оптималь-ное

Допусти-мое

Критичес-кое

Спортивный зал

2

 

+

 

Стадион

1

 

+

 

Актовый зал

1

 

+

 

Столовая

1

 

+

 

Мастерские:

-         столярные

-         слесарные

 

1

1

 

 

+

+

 

Кабинеты:

-         татарского языка

-         русского языка

-         иностранного яз.

-         математики

-         химии

-         биологии

-         физики

-         истории

-         географии

-         начальных кл.

-         обслужив. труда

-         информатики

 

5

4

4

4

1

2

2

2

1

10

1

1

 

 

 

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

Мебель

488*976

 

+

 

Компьютеры

12

+

 

 

Телевизор

6

 

+

 

Медицинский кабинет

3

 

+

 

Библиотека

1

+

 

 

 

 

 

  1. Здоровье  детей.

В школе обучается 975 детей. При медицинском осмотре было проверено 936 учащихся. Результаты осмотра представлены в следующих диаграммах.

 

Физическое развитие учащихся.

 

 

 

8.  Характеристика  социума.

 Школа расположена в 17 комплексе поселка ЗЯБ, одном из первых комплексов города. Современное здание введено в эксплуатацию в 1978 году, школа № 7 переехала из здания в 16 комплексе. За 24 года количество учащихся уменьшилось в 2 раза. В микрорайоне увеличилось количество пенсионеров. Здесь проживают, в основном, работники совхоза "Весенний", "Камдорстроя", частных предприятий.

В окружении школы  учреждения здравоохранения (д/п № 3, поликлиника № 4, БСМП), дворовый клуб "Исток", Центр социального обслуживания ветеранов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень  успеваемости  и  качества  знаний.

 

 

1998/1999 учебный год

1999/2000 учебный год

2000/2001  учебный год

Успеваемость

99,5 %

99 %

99,3 %

Качество

3,6 %

37 %

34,2 %

Не успевают

8 учащихся

6 учащихся

6 учащихся

Медалисты

2 учащихся

2 учащихся

1 учащийся

 

 

 

 

Количество административных нарушений

1998 г – 9 (мелкое хулиганство)

              1 (алкогольное опьянение)

1999 г -  6  (мелкое хулиганство)

              1 (алкогольное опьянение)

2000 г  - 5 (мелкое хулиганство)

2001 г –  4 (мелкое хулиганство)

                1 (алкогольное опьянение)                

2002 г. (3 месяца) –  2 (мелкое хулиганство)

                                   1 (алкогольное опьянение)

 

РАЗДЕЛ  III. Аналитико – прогностическое  обоснование.

Необходимость разработки данной Программы развития модели адаптивной школы определяются из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

1. Анализ  внешних  факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ , ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:

-         четырехлетняя начальная школа;

-         относительная завершенность общего образования в основной школе;

-         возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствование, изменения от педагогов  - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие:

Ë         показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

Ë         невелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся;

Ë         сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;

Ë         слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

Ë         недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:

·                                        выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

·                                        создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

·                                        интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии);

·                                        создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

·                                        формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

·                                        создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории.

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор.

Микрорайон школы "стареет", численность учащихся существенно снижается. Анализ прогнозов контингента учащихся на 2001 – 2007 гг. показывает, что он сократится в 1.5 раза. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе свою "привлекательность" для родителей, учащихся.

На основе изучения социума школы, учитывая, что в микрорайоне нет других учреждений для детей, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму привлечь учреждения дополнительного образования чтобы обеспечить занятость детей по интересам.

Возникает и кадровый вопрос. Но учитывая, что большинство учителей имеет большой стаж работы и в возрасте, это "разрешается" естественно, выходом педагога на пенсию.

2.  Анализ внутренних факторов.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

-         достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

-         односменность режима работы, пятидневка для начальной школы;

-         система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

-         начало формирования ученического самоуправления;

-         система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией школы;

-         соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

-         гражданско – нравственная направленность воспитательной системы. Введение курсов "Граждановедения", "Навыков жизни".

Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

-         слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам;

-         недостаточная материально – техническая база;

-         неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

-         снижение творческой активности учащихся;

-         низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учится, особенно в основной школе;

-         отсев учащихся;

-         самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу;

-         сравнительно низкий показатель качества обучения некоторых педагогов.

Для решения указанных проблем необходимо ввести два стандарта содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник – "ученик должен" и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – "ученик может".

Организация учебно – воспитательного процесса, основанного на дифференциации, предполагает:

1.                                         Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями.

2.                                         Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения.

Наиболее оптимальной формой организации в нашей школе являются профильные классы – хоровой – 2 В класс, спортивный – 6 Г класс, технический – 8 Д класс, гуманитарные – 6 В, 8 Г, 9 Д классы, начальной профессиональной ориентации совместно с ВУЗом – 10 В, 11 А классы. Отсутствие естественнонаучного и математического профиля не удовлетворяет запросы учащихся по данным направлениям.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде.

С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание модели адаптивной школы.

РАЗДЕЛ   IV. Концепция  желаемого  будущего  состояния  школы.

 Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

1.                    сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение двух  лет;

2.                    неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;

3.                    определенный контингент учащихся.

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы.

Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно – воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Миссия адаптивной модели школы:

1.                            Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

2.                          содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.

Общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации.

Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:

·          создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

·          предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности

·          формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель").

Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:

-         овладение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения;

-         социальная адаптация учеников в реальной жизни;

-         психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности.

Принципы обучения и воспитания в модели.

В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы мы кладем следующие принципы:

1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

³     ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

³     уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

³     приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

³     субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

³     самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;³     социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

³     индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности.

2.  Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

3.  Принцип гуманности, предполагающий

P              создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

P              формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

P              развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Татарстана;

P              формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

P              создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.

4.  Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

³                      разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

³                      создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

³                      разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

³                      развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

³                      развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

5.  Принцип научности, предполагающий:

F                                                  развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

F                                                  постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (граждановедение, история мировых цивилизаций, навыки жизни и т.д.);

F                                                  создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6.  Принцип  природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

7. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

Модельное представление адаптивной школы. Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с профильными классами на 3 ступени (при сохранении в каждой параллели общеобразовательных классов), обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью кружков и секций во вторую смену, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам.

Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методико – психолого – педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами.

 

Модель  выпускника

Коммунального (муниципального) общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 7"

 

Направления

Критерии

Начальная  1 – 3 (4)

Основная  5 – 9 (10)

Средняя (полная)

 10 – 11 (12)

Гражданские качества

- знание своих прав и обязанностей;

- долг и ответственность перед семьей и школой;

- осознанность своих поступков;

- патриотизм;

- правдолюбие.

- знание своих прав и обязанностей;

- любовь к родному городу, республике;

- любовь к природе, охрана ее;

- уважение к традициям народа;

- иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений.

- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать;

- активная гражданская позиция;

- умение ориентиро-ваться в общественно-политической жизни страны;

- принципиальность;

- патриотизм;

- воспитание националь-ного самосознания.

Нравственные качества

- понятие чести, достоинства;

- выдержка;

- умение жить в коллективе;

- взаимопонимание и взаимовыручка.

- доброта;

- милосердие;

- взаимовыручка;

- честность;

- порядочность;

- понимание другого человека;

- уважение к старшим;

- здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к чужому труду;

- гуманизм;

- любовь к школе;

- обязательность.

- гуманизм;

- честность;

- бескорыстность;

- справедливость;

- трудолюбие;

- самоуважение;

- порядочность;

- доброжелательность.

Интеллектуальные способности

- сформированный запас ЗУН;

- использование ЗУН на практике;

- понимание, что учеба – это труд.

- стремление к познанию;

- расширение своего кругозора;

- умение анализировать;

- самостоятельность мышления;

- любознательность;

- способность к самообразованию.

- эрудированность;

- умение применять знания в жизни;

- владение новыми информационными технологиями;

- творческий подход к делу;

- самокритичность;

- способность к самосовершенствованию.

Общая культура

- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

- чувство прекрасного;

- внешний опрятный вид.

- культура поведения;

- приобретение навыков этикета;

- приобщение к художественным ценностям;

- знание норм морали;

- уважительное отношение к прошлому.

- владение нормами морали и культурного поведения;

- знание общечеловеческих ценностей;

- культура общения;

- культура умственного труда.

РАЗДЕЛ  V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.

5.1.    Приоритетные проблемы и структурирование их.

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы.

I.                   Кадры.

1.      Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку.

2.      Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников.

3.      Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы.

-  создание психологических комфортных условий;

-  формирование нового профессионального мышления.

II.                Материально – техническая база.

1.      Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.

2.      Систематизировать работу над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем учащихся, обеспечивая индивидуальными программами развития.

3.      Систематизировать работу методической службы, знакомя учителей новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями.

III.Формирование физически здоровой личности.

1.      Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.

2.      Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.

3.      Повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.

4.      Совершенствовать организацию питания учащихся.

5.      Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

IV. Оптимальная организация учебно – воспитательного процесса.

1.      Совершенствовать учебные планы и программы по предметам.

2.      Развивать взаимодействия  учебных дисциплин на основе межпредметных связей.

3.      Осуществление целостной системы развития национального самосознания учащихся на базе языковой национальной среды и методом "погружения" в культурную национальную среду.

4.      Формировать у учащихся понимание многообразия, взаимовлияния и взаимостимулирования развития разных культур народов, населяющих территории Татарстана и всего мира через национальные традиции, обычаи народов в соответствии с Законом РТ "О языках народов РТ".

5.      Возрождать традиции общественного воспитания, нравственного кодекса, национальной педагогики, учитывая историко-культурное своеобразие региона, его определенных социально-экономических условий.

6.      Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.

V.  Развитие творческих способностей учащихся.

1.      Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы.

2.      Создать творческую атмосферу в школе путем введения факультативов, кружков, музейно-экскурсионных работ.

3.      Модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности.

4.      Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе.

VI. Развитие школьного самоуправления учащихся.

1.      Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению.

2.      Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.

3.      Определение организационной структуры  ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся.

4.      Организация деятельности органов ученического самоуправления.

5.      Подведение итогов работы, анализ ее результатов.

VII. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.

1.      На базе школы создать экспериментальную лабораторию совместно с Институтом непрерывного педагогического образования по работе с родителями.

2.      Формировать ситему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической и валеологической службами, тематических родительских собраний, дней "открытых дверей", общешкольных собраний, конференции отцов.

3.      Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.

4.      Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через

-  родительские собрания;

- организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела;

- помощь в укреплении материально-технической базы;

- родительский патруль;

- индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.

5. Участие родителей и общественности в управлении школой через:

- Совет школы;

- родительский комитете;

- Попечительский Совет школы.

 

            IV. Учебный процесс:

Деятельность педколлектива, направленная на улучшение учебного процесса.

Основные направления деятельности

Сроки

Ответственные

1

2

3

1. Работа по преемственности детского сада и начальной школы и основной, основной и средней:

-         совещание при директоре "Итоги контроля в 5-х классах"

-         "круглый стол" с сотрудниками д/с № 63 по проблемам преемственности в д/с и в начальной школе и здоровье сберегающих условий

-         составление договора взаимосотрудничества д/с и школы

-         проблемы адаптации учащихся 10 классов (совещание при директоре).  

 

 

X

 

IX

 

 

IX

 

I

 

 

Павлова Г.К

 

Павлова Г.К.

 

 

Павлова Г.К.

 

Зам. директора

2. Совершенствование системы программного дополнительного образования:

а) открытие предметных кружков: музыки, пения, ИЗО, иностранные языки;

б) привлечение учреждений доп. Образования для организации:

-         ДЮСШ № 2, № 12 – спорт. Секции

-         ДДТ – худ-эстетика

-         ДЮЦ

-         ОГНИВО

 

 

IX

 

IX

 

 

Рук - ли кружков

 

Администрация

3. Дифференциация обучения школьников по различным направлениям учебных планов. Углубление и профилизация:

-         открытие 10 класса нач. профессиональной подготовки при ТАРИ

-         диагностика склонностей и способностей учащихся 3, 9 классов

-         мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 классах 

 

 

 

 

V-IX

 

 

 

X, I, V

 

 

 

Павлова Г.К.

 

 

 

Соколова С.Б.

4.  Работа с одаренными детьми. Школьные олимпиады , смотры, конкурсы:

-         работа по программе "Одаренные дети";

-         школьный тур предметных олимпиад.

 

 

X

XI-XII

 

 

Мифтяхутдинова А.З

 

5.  Подготовка и проведение итоговых контрольных работ, итоговой аттестации учащихся:

-         подготовка текстов контрольных работ для 1-3, 5-8, 10 классов;

-         подготовка билетов практических заданий для устных экзаменов в 9, 11 классах;

-         организация консультаций;

-         проведение линеек, родительских собраний;

-         изучение нормативной документации.

 

 

IV

V

 

 

Рук – ли ШМО

 

Учителя-предметники

Администрация

Классные рук - ли

6.  Организация совместной деятельности школы и ВУЗа, направленное на улучшение подготовки абитуриентов в высшие учебные заведения:

-         организация встреч учащихся выпускных классов с преподавателями ВУЗов;

-         открытие 10 класса начальной профессиональной подготовки при ТАРИ;

продолжение работы в 11 классе по начальной профессиональной подготовки при ТАРИ.

 

 

 

В теч.года

VIII-IX

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Профориентационная работа:

-         беседы о профессиях на уроках;

-         встречи с родителями разных профессий;

-         семинар для классных руководителей;

-         работа "Мастер-класса" Киселева Г.С.

 

В течении года

 

 

 V.  Основные направления воспитательной работы:

-                                                   гражданско – нравственное;

-                                                   формирование положительных привычек;

-                                                   познавательная деятельность;

-                                                   художественная деятельность и эстетическое воспитание;

-                                                   трудовая деятельность;

-                                                   оздоровительная работа;

-                                                   работа с учащимися девиантного поведения;

-                                                   создание структуры ученического самоуправления.

 

         VI.  Взаимосвязь с родителями и общественностью.

 

п/п

Мероприятие

Сроки

Исполнитель

1

Организация и проведение общешкольной конференции "Выполнение Устава школы п. 18"

26 октября 2001 г.

Директор

2

Организация работы общешкольного родительского комитета.

Ежемесячно

Директор

3

Организация и проведение курсов для родителей совместно с ИНПО "Психолого – физиологические основы воспитания детей в семье".

С 15.12.2001 по 16.03.2002

Директор

4

Заседание Совета школы.

X, IV

Директор

5

Создание и организация работы Комитета Попечительского совета школы.

IX

X

Директор

6

Общешкольные родительские собрания:

-         профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;

-         итоговая аттестация. Подготовка к новому учебному году.

 

 

XII

 

 

IV

 

 

Александрова Д.М.

 

 

Завучи

7

Работа родительской приемной.

Суббота

Еженедельно

Администрация

8

День семьи (по графику):

-         Наркотикам – нет! Жизни – да!

-         Любовь и дети

-         Досуг в семье

-         Отцы и дети. Конфликты в нашей жизни.

 

IX

 

X

I

IV

Александрова Д.М.

9

Родительские рейды в неблагополучные семьи.

Регулярно

Кл. руководители

10

Патрулирование родителей в вечернее время.

Регулярно

Александрова Д.М.

11

Классные родительские собрания.

Ежемесячно

Кл. руководители

12

Включение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, праздников.

Регулярно

Кл. руководители

 

 

III  этап.    Работа над реализацией  комплексных - целевых  программ  в 2002 – 2007 гг.

 

На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование.

 

Направления деятельности.

 

На 1 ступени – начальная школа:

-         центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;

-         обновление и коррекция учебных программ с учетом перехода на четырехлетнее обучение;

-         тесная связь учителя с семьей;

-         открытие классов для детей с ослабленным зрением;

-         введение урока граждановедения в 3 классах;

-         ведение индивидуальных карт учащихся психологом школы.

 

К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения  учебной программы.

 

 

На 2 ступени – основная школа:

-         сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);

-         формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;

-         повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;

-         формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;

-         внедрение интегрированных курсов (граждановедение, навыки жизни, ОБЖ и культура здоровья);

-         выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения;

-         дифференцированная работа с родительской общественностью;

-         работа классного руководителя с индивидуальной картой развития учащегося совместно с учителями – предметниками, психологами, родителями;

-         вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.

 

В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная карта развития учащегося, проводятся скрининги физического развития 2 раза в год, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления: участвуют в выборах и работе органов власти и управления школьной республики.

 

На 3 ступени – средняя школа:

-         формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;

-         развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;

-         открытие профильных классов совместно с ВУЗами, училищами – социально – сберегающая задача (для подростков, которым сегодня некуда идти, кто не горит желанием овладевать серьезными программами);

-         социальная и предпрофессиональная  адаптация;

-         установление непосредственных контактов с преподавателями  ВУЗов и УПК;

-         завершение работы классными руководителями с индивидуальной картой развития учащихся;

-         организация и работа в органах ученического самоуправления.

 

В итоге должны быть обеспечены:

·                                                             усвоение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого и профильного обучения в старших классах;

·                                                              профессиональная ориентация;

·                                                              приобретение знаний для продолжения образования;

·                                                             социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.

  

5.3.      План  действий  по  реализации  Программы.

 

№ п/п

Основные  мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

 I.   Сохранение  и  развитие  действующей  системы  образования  в  школе.

1

Обеспечить сохранение единой системы с целью получения среднего общего (полного) образования с учетом запросов учащихся и социального заказа.

2006 г.

Администрация школы

2

Изучение социального заказа родителей

2002

Администрация школы

3

Разработать и ввести в действие критерии

2002 г.

2  квартал

Заместители директора по УВР

4

Открывать по желанию родителей и в соответствии с запросами и потребностями учащихся:

-                      профильные классы (эколого-биологические и т.д.)

-                      специализированные классы (охраны зрения)

-                      национальные профильные классы

2002 г. сентябрь

Заместители директора по УВР

5

Разработать нормативно-правовую основу деятельности специализированных классов

2002 г.

май

Заместители директора по УВР

6

Создать Попечительский совет школы

2002 г.

май

Директор

7

Внедрить систему компьютерного обеспечения деятельности школы  (включение в единую общегородскую информационную сеть, в Internet)

2005

Администрация

8

Внедрить в УВП здоровьесберегающие технологии

Постоянно

Администрация

9

Сохранять и развивать инфраструктуры медицинского обслуживания и оздоровления учащихся и педагогов

Постоянно

Администрация, поликлиника № 3, фельдшер школы

10

Обеспечить своевременную подготовку педагогических кадров для работы в специализированных классах

2002 г.  март

Администрация, Панкратова Н.Т.

11

Вести учет детей от рождения до достижения 18 лет

Ежегодно

Администрация

Обновление  содержания  образования

1

Разработать концепцию развития школы на период 2006/2010 годы.

2006

Администрация

2

Подготовить документы и подать заявку на экспериментальную лабораторию по "Педагогической технологии концентрированного обучения"

2002

апрель

Администрация

3

Подготовить документы на эксперимент совместно с ИНПО по работе с родителями. Составить Программу.

2002

май – июнь

Администрация

4

Разработать программу преемственности образования на каждой ступени обучения

2002

май

Заместители директора по УВР

5

Разработать программу психологического сопровождения  реализации Программы развития школы

2002

апрель

Психолог

6

Разработать программу работы библиотеки в соответствии с Программой развития

2002

апрель – май

Библиотекарь

7

Сформировать банк данных и обобщения передового опыта в методическом кабинете школы

2002

Заместители директора по УВР

8

Разработать учебные планы, включающие новые курсы

-                      граждановедение

-                      навыки жизни

2002

июнь

Заместители директор по УВР

9

Разработать календарно – тематические планы по новым курсам и утвердить их на методическом совете школы

2002

сентябрь

Заместители директора по УВР, учителя – предметники

10

Обеспечить выполнение программы "Одаренные дети"

Постоянно

Заместители директора по УВР

11

Организовать курсы для родителей "Психолого – педагогические основы воспитания в семье"

15.12.01 – 16.03.02

Директор

12

Организовать разработку и внедрение индивидуальных карт развития ребенка

2002

апрель - май

Администрация

III   Совершенствование  воспитательной  системы.

1

Участие в конкурсе воспитательных программ.

2002 г.,

апрель– май

Заместитель директора по ВР

2

Обеспечить выполнение комплексно – целевых программ с целью создания успешной адаптации учащихся в обществе:

-                      Я – гражданин

-                      Родители и дети

-                      Профилактика вредных для организма явлений

-                      Каникулы

-                      Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних

-                      Навыки жизни

-                      Национальное воспитание в школе

Постоянно

Заместитель директора по ВР

3

Обеспечить выполнение законодательства по защите прав ребенка, предупреждению детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам, реализация комплексно – целевых программ:

-                      Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних

-                      Профилактика вредных для организма явлений

-                      Навыки жизни

-                      Путь к здоровью

Постоянно

Заместитель директора по ВР

4

 

Организовать разработку и внедрение активных форм психолого– педагогического

сопровождения, профилактики школьной и социальной дезадаптации учащихся

2003 – 2004

Администрация, психолог

5

Расширить участие родительской общественности в образовательном процессе:

-                      родительские комитеты

-                      Попечительский совет

2002 - 2005

Администрация

6

Продолжить практику сотрудничества служб по социальной адаптации учащихся

-                      школа

-                      инспекция ПДН

-                      инспектор соц. опеки

-                      молодежный отдел и КДН префектуры

Постоянно

Заместитель директора по ВР

7

Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности

2002 – 2005

Заместитель директора по ВР

8

Продолжить традиции школы, участие в традиционных городских акциях

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

9

Организация и обеспечение деятельности органов ученического самоуправления

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

10

Дальнейшая разработка программы системы воспитания совместно с кафедрой воспитательных систем ИНПО

2002 – 2003

Заместитель директора по ВР, ИНПО

IV.    Перспективы  кадровой  политики.

1

Обеспечение выполнения комплексно – целевой программы "Кадры"

2002 – 2006

Заместители директора по УВР

2

Обеспечить социально – правовые гарантии для педагогов соблюдения охраны труда и техники безопасности

2002 – 2006

Администрация, профком

3

Разработать план повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечить его выполнение

2002 – 2006

Заместители директора по УВР

4

Разработать и реализовать систему мер по самообразованию и отдыху работников школы и членов их семей

2002 - 2003

Администрация, профком

5

Проведение школьных туров городских конкурсов:

-                      учитель года

-                      воспитатель года

Ежегодно

Администрация, проф. организации

6

Проведение благотворительных мероприятий с ветеранами педагогического труда

Ежегодно

Администрация, проф. организации

V.   Совершенствование  системы  управления  школой

1

 

 

 

2

Упорядочить нормативно – правовую базу деятельности школы

2002 – 2003

Администрация

3

Обновить действующую систему контроля, диагностику анализа и регулирования учебно – воспитательного процесса

2003

Администрация

4

 

Разработать механизм привлечения спонсорских, интеллектуальных инвестиций в школу.

 

2003

Администрация

VI.   Создание  здоровьесберегающей  среды  в  образовательном  процессе

1

Обеспечить выполнение комплексно – целевых программ поддержки и сохранения здоровья детей:

-                      Образование и здоровье

-                      Навыки жизни

Постоянно

Администрация, преподаватель ОБЖ, фельдшер

2

Проводить комплексное изучение состояния здоровья учащихся школы на основании скрининг – обследования

Ежегодно: сентябрь, май

Администрация, фельдшер

3

Разработать и обеспечить выполнение программы развития массовых видов спорта в школе

2002

Заместитель директора по ВР, руководители МО

4

Практиковать проведение Дней Здоровья в школе

Постоянно

Заместитель директора по ВР, руководители МО

5

Сформировать отряды пришкольного лагеря на принципах дифференцированного подхода и с учетом  состояния здоровья учащихся

Ежегодно, июнь

Начальник пришкольного лагеря, фельдшер

6

Поддерживать деятельность профильного спортивного класса, обеспечивая им условия для тренировок

Постоянно

Заместитель директора по УВР

7

Организовать учебу родителей по формированию навыков здорового образа жизни

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, классные руководители

 

5.4.      Управление  процессом  реализации  Программы

 

Функции  управления

Содержание  деятельности

- информационно – аналитическая

Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели.

- мотивационно – целевая

Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом и т.д. по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе.

- планово – прогностическая

Совместно с Советом школы прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива

- организационно – исполнительская

Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей

- контрольно – оценочная

Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой.

- регулятивно - коррекционная

Обеспечение поддержания системы учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе.

5.6.  Ресурсное  обеспечение  выполнения Программы.

 

1. Нормативно – правовое:

-                         формирование пакета утвержденных комплексно – целевых программ, обеспечивающих создание модели адаптивной школы;

-                         при необходимости внесение изменений в Устав школы;

-                         разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления;

-                         формирование и утверждение пакета документов по экспериментальной работе "Педагогические технологии концентрированного обучения".

 

2.      Программно – методическое:

-                         формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в разноуровневых профильных и базовых классах; по выполнению государственных программ по предметам;

-                         разработка рекомендаций по технологии профильного, индивидуального обучения;

-                         разработка календарно – тематических программ;

-                         создание программы и плана экспериментальной работы по "Педагогические технологии концентрированного обучения";

-                         разработка программы и плана экспериментальной работы с ИНПО по работе с родителями;

-                         разработать требования и рекомендации по работе с индивидуальными картами развития учащихся.

 

3.      Информационное:

-                         информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе.

 

4.  Мотивационное:

-                         разработать стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);

-                         усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе.

 

5.  Кадровое:

-                         обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима;

-                         подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;

-                         курсовая переподготовка учителей (см. Приложение).

 

6.  Организационное:

-                         составить учебный план и расписание для работы;

-                         подготовить условия для реализации экспериментальной работы по взаимосвязи с родителями по "Педагогическим технологиям концентрированного обучения";

-                         подготовить условия для работы с индивидуальными картами развития ребенка.

  

7.  Материально – техническое:

-                         провести ремонтные работы кровли, подвалов, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации;

-                         решить вопрос по остеклению и освещению классных кабинетов, обеспечению их новой мебелью;

-                         решить вопрос по затоплению подвалов водой;

-                         приобрести аудио и видеотехнику;

-                         подключиться к Internet;

-                         организовать пополнение фонда библиотеки учебниками, методической и художественной  литературой.

 

8.  Финансовое:

-                         составление сметы по внебюджетным доходам с расчетом на функционирование школы – 80 %

на развитие школы – 20 %.

  

5.7.      Организация  и  контроль  за  выполнением  Программы.

 

Координация и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой, Советом родительского комитета школы:

-                         анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-                        осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся.

 

Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.

 

 

Вверх

Hosted by uCoz